г. Владимир, ул.Геогиевская.2а

Храм святого великомученика и победоносца Георгия

Митрополит Тихон совершил Божественную Литургию в Свято-Боголюбском женском монастыре на престольный праздник преподобного Серафима Саровского

1 августа, в праздник прп. Серафима Саровского, митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Боголюбском женском монастыре в сослужении наместника Богородице-Рождественского монастыря игумена Кирилла (Суркова), старшего священника Боголюбского монастыря иеромонаха Германа (Шарова), руководителя службы протокола иерея Иоанна Власова и духовенства Боголюбской обители. По окончании литургии состоялся крестный ход вокруг Боголюбского собора, в цокольном помещении которого находится храм в честь прп. Серафима Саровского.

В своем приветственном слове настоятельница монастыря игумения Антония поблагодарила владыку Тихона за посещение обители и праздничную службу. Матушка рассказала, что храм в честь прп. Серафима Саровского в Боголюбском монастыре был первым на Владимирской земле, освященным в честь великого Саровского чудотворца. В июле 1991 года из Москвы в Дивеево крестным ходом везли мощи преподобного Серафима и заезжали со святыней в те храмы, которые находились по пути шествия. В Боголюбской обители мощи преподобного были поставлены тогда на паперти Боголюбского собора, и патриарх Алексий II с владыкой Евлогием и сонмом духовенства служил перед ними молебен, после чего и было решено устроить на территории монастыря храм в честь прп. Серафима Саровского.

Таким образом, преподобный Серафим благословил открытие монастыря в еще одном уделе Божией Матери – Боголюбово, где Она некогда явилась благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. Промыслительно и то, что монастырь первоначально хотели возродить как мужской, но Господь управил так, что здесь была организована женская обитель, ведь и прп. Серафим устраивал женский монастырь. Приснопоминаемый владыка Евлогий так порой и называл Боголюбово – второе Дивеево.

В завершение богослужения митрополит Тихон сказал поучительную проповедь:

"Досточтимые отцы, всечестная матушка игумения Антония, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с престольным праздником этой святой обители! 

В 1903 году в этот день были прославлены святые останки преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца. Так и доныне Русская Православная Церковь прославляет этого святого. Как и предсказывал преподобный Серафим, на прославление его мощей прибыл сам император Николай II и ему сестры Серафимовской обители вручили икону Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевскую, которая позднее была мне передана на хранение и сейчас находится в Боголюбском монастыре.

Конечно, имя этого святого особо чтится не только русским православным народом, но и в других Поместных Православных Церквях – я видел сам написанные иконы этого подвижника у греков. А вспомните знаменитые слова прп. Серафима: «Радость моя, Христос Воскресе»! Этим он утешал всех, кто приходил к нему, потому что у каждого в жизни много скорбей. В те времена была еще скорбь общая у всей Русской Православной Церкви. После многих лет безбожного царствования Петра I и его последователей оскудела вера Православная на Русской земле. Сами цари закрывали храмы и монастыри. Если при советской власти в XX в. было закрыто 1200 монастырей, то Екатерина II закрыла 3000 монастырей. Конечно, это был большой урон для Церкви. Что говорить, если не печаталась Библия – в Православной России святая Библия не издавалась! В последний раз она была издана при Елизавете Петровне, дочери Петра I. А зато тогда в Православной России издавались эротические сказки «Тысяча и одна ночь» – день и ночь печатали, чтобы до каждого человека дошла эта книга.

И вот, прп. Серафим, так же, как и в XIV в. прп. Сергий Радонежский, явился возродителем и устроителем всей России и с экономической точки зрения, и с политической, и с духовной. Святой Серафим Саровский обустроил матушку Россию, и то, что мы сейчас с вами живем – это его святыми молитвами. Он возродил все виды христианского подвижничества: был и пустынножителем, и постником, и девственником, и столпником. Все, что есть в христианстве, какие виды подвигов, он все показал на своем примере и явил миру.

Великий Саровский подвижник говорил, что благодать Божия одна и та же во все времена, только решимость нужна для того, чтобы стать настоящим христианином, для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Человек должен понимать, что в христианстве человек посвящает свою жизнь Богу, отдает всего себя своему Творцу. И только тогда благодать Божия нисходит в душу человека, когда видит, что он готов пойти на крест. Мы думаем, как бы отсидеться в тиши келлии или спрятаться где-то в тиши этого жизненного моря, чтобы нас не тронули скорби, страдания, поношения, заушения, унижения этого мира. Это так не пройдет, на таких Господь не смотрит. Некоторые люди, как писал еще Максим Горький: «Ищут, где спрятаться от жизни». От нее не спрячешься, потому что Господь требует, чтобы мы были не только проповедниками, но и исповедниками Его Святого Имени: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:33). И поэтому мы должны понимать, как бы ни трудна и не сложна была жизнь, мы пошли за Христом, и что после нравственного восхождения – крест. Человек очищается, возвышается, освящается благодатью Святого Духа. А там дальше – на горе Божией, на горе Преображения – Голгофский Крест, через который мы должны пройти. И вот наши святые отцы и праотцы показывают, как они проходили через этот крест.

Прп. Серафим Саровский предупреждал всех нас, что приходят к власти будто бы улучшительные партии, но они будут соблазнять народ, и многие пойдут за ними. Потому что у нас запросы небольшие: кушать хорошо, отдыхать, чтобы меня никто не трогал и я жил в спокойствии и тишине. Не может воин, будь это воин светский или воин Христов, желать тишины, покоя, чтобы его никто не трогал. Духовный воин для того и вооружается всеми божественными оружиями, чтобы противостоять злу этого мира. И поэтому мы, особенно монашествующие, должны находиться в духовном всеоружии. Помните, как нам читают во время пострига, что нам дается монашеская одежда – это все воинская одежда, которая должна помочь нам противостоять злобе этого мира, этим злым, темным силам, которые воюют против душ человеческих. И мы применяем это оружие Божие – пост, молитву, подвиги духовные, доброделание, чтобы противостоять темным силам, которые хотят, чтобы мы все погибли, все пошли в адское царство к сатане.

Сегодня мы вспоминаем великого подвижника Русской Церкви, через которого возродилось Православие, возродилась духовная жизнь на нашей земле и, Слава Богу, еще противостоит князю мира сего. Мы должны вспоминать слова наших наставников и поминать их. Мы потеряли молитвенника большого, Владыку Евлогия, он теперь на Небе - там молится о нас, мы потеряли отца Петра, но он тоже молится о нас. Я вот читал его замечательные проповеди, он, как офицер Русской Армии говорит: «Почему мы победили Великую Отечественную войну? Потому что сплотились, объединились, вооружились молитвой и покаянием». И так же нам Святая Церковь дает оружие: молитву, пост, покаяние. Давайте использовать их для того, чтобы противостоять темным силам, чтобы они не имели доступа к нашим сердцам, чтобы как меч эдемский, вращающийся во все стороны, молитва защищала наши души и страну нашу Российскую. Поэтому сегодня, взирая на образ святого прп. Серафима Саровского, давайте помолимся к нему, чтобы он у Престола Божия ходатайствовал о нас и управил нашу жизнь на путь в Царствие Небесное, чтобы нам не соблазняться на суетное, временное, на то, что нас отвлекает от Господа Спасителя нашего. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Благословение преподобного Серафима Саровского да пребывает над сестрами святой обители сей и всеми, кто приходит под своды этого святого храма! Христос Воскресе!"

 

Затем состоялась трапеза, на которой присутствовали духовенство, монашествующие и почетные гости – представители союза ветеранов войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ): вице-президент союза полковник М.П.Козубай, ответственный за взаимодействие с РПЦ полковник В.В.Боровский и почетный член союза полковник А.А. Макуха.

Перед началом трапезы митрополит Тихон торжественно объявил, что военное руководство приняло решение избрать покровителем войск РХБЗ блгв.великого князя Андрея Боголюбского. В связи с этим знаменательным событием владыка просил передать генералу войск РХБЗ памятную награду Владимирской митрополии – медаль блгв. великого князя Андрея Боголюбского, выразив благодарность за такую патриотическую позицию.

В ответном слове полковник М.П.Козубай поблагодарил митрополита за награду и оказанное содействие, а также попросил окормлять их организацию и все воинство РХБЗ, выразив надежду на дальнейшее тесное сотрудничество на духовном поприще. Михаил Петрович рассказал о том, как приснопоминаемый духовник Свято-Боголюбского монастыря схиархимандрит Петр оказывал неоценимую помощь по снабжению войск крестиками, иконками, воинскими молитвословами и духовной литературой. Как ветеран Великой Отечественной войны, отец Петр близко к сердцу принимал воинские проблемы, прилагал все усилия по воцерковлению воинов, принимал на исповедь и беседовал с военнослужащими, ветеранами, курсантами. Поэтому избрание блгв. князя Андрея как небесного покровителя войск РХБЗ – это заслуга схиархимандрита Петра, дань памяти ему, возродившему обитель блгв. князя Андрея Боголюбского.

Затем слово попросил представитель союза ветеранов по взаимодействию с РПЦ полковник В.В.Боровский. Он вспоминал, что имел честь общаться с митрополитом Тихоном еще в 2011 году в Новосибирске, когда организовывал там штат военного духовенства.

Так же в ходе состоявшейся беседы митрополит Тихон пообещал, что дополнительно назначит кого-либо из священников для дальнейшего взаимодействия с воинскими организациями РХБЗ, избравшими своим покровителем святого князя Андрея. Владыка упомянул, что Владимирская Митрополия выиграла грант на проведение церковно-исторического форума, посвященного увековечению памяти благоверного князя Андрея Боголюбского, и в скором времени планируется проведение научно-исторической конференции и других мероприятий форума. Вместе с тем митрополит Тихон выразил сожаление, что до сих пор не поставлено ни одного памятника этому великому церковному и государственному деятелю, стоявшему у истоков становления Святой Руси. Гости-ветераны заверили митрополита, что со своей стороны постараются приложить все усилия, чтобы во Владимире был поставлен памятник благоверному князю Андрею.

По окончании трапезы митрополит Тихон в сопровождении настоятельницы монастыря игумении Антонии, духовенства и сестер прошел к могиле схиархимандрита Петра, где была совершена лития. Затем владыка посетил храм прп. Серафима Саровского в цокольном помещении Боголюбского собора. Под сводами Серафимовского храма перед собравшимися насельницами обители митрополит Тихон сказал назидательное слово о смысле монашеского подвига с поучительными историями из жития прп. Серафима Саровского и современных подвижников благочестия.

Владыку провожали с пением церковных песнопений и колокольным звоном. На этом завершились праздничные торжества. 

Связь с храмом