Рус Eng Deu
 

Храм Святого Великомученика
Георгия Победоносца
во Владимире

Храм Георгия Победоносца во Владимире был заложен в 1129 году Великим князем Юрием Долгоруким. Объявлен молодёжным храмом Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в 2005 году.
RSS лента новостей Православный календарь Отдел по работе с молодёжью Владимирской епархии
Skip Navigation LinksХрам Cвятого Георгия Победоносца > Статьи > архимандрит Зосима (Шевчук)

Актуальная необходимость изучения Священного Писания в приложении к современным условиям жизни молодежи»

 

XXII международные Рождественские образовательныечтения.

Направление XII “Церковь и молодежь»

12.4. Круглый стол «Методология изучения СвященногоПисания

и организация молодежных евангельских кружков»

ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ

архимандритаЗосима (Шевчука),

кандидатапедагогических наук, доцента,

настоятеляСвято-Георгиевского храма г. Владимира,

преподавателяСвято-Феофановской Владимирской Духовной семинарии,

ответственногоза духовное окормление молодёжи города Владимира

Отделапо делам молодёжи Владимирской митрополии

«Актуальная необходимость изученияСвященного Писания в приложении к современным условиям жизни молодежи».

«Душа человека по природе христианка».Византийское богословие в процессе своего становления осмыслило эту фразувеликого Тертуллиана (ум. после 220 г.) до масштабов вселенских.

Из всеговидимого и мысленного одного человека Бог создал двояким, имеющим тело,составленное из четырех элементов, в которых он участвует и живет при помощичувства и дыхания, и умной, нематериальной, бестелесной души, неизреченно инепостижимо соединенной с ним, несмешиваемо и неслитно смешанной с ним. Это иесть каждый человек: живое существо смертное и бессмертное, видимое иневидимое, чувственное и мысленное, способное видеть видимое творение ипостигать мысленное. И как в двух мирах два солнца разделяются действиями, таки в каждом человеке — одно освещает тело, а другое — душу его, и каждое подаетсвой собственный свет тому, что оно освещает, — или обильно, или скудно, всоответствии с его способностью вместить. (Преп. Симеон Новый Богослов. Главыумозрительные и боголовские. 21, 22, 23)

«Тварнаявечность больше, чем совокупность мгновений. Она есть нечто, что дано миру вначале, и дано не для того, чтобы уйти в небытие, а для того, чтобы войти ввечность через Богочеловека Христа, соединяющего в Себе Самом и абсолютнуювечность Бога, и тварную вечность человека, живущего в быстротекущейсовокупности перемен мира вещей[1]».

«ФактВоплощения – показатель высокого достоинства человека: некоторой соизмеримостимежду Богом и человеком. Возможность для Бога вочеловечения имеет в себепараллелью возможность для человека воспринять обожение. Мы призваны Творцом ксоучастию в творении мира…

Святой ГригорийПалама пишет: «…слава Его Божества при первом пришествии была сокрыта подтелом, которое Он от нас и ради нас воспринял; а теперь она скрывается на небеу Отца с богопричастною плотию»[2].

ВознесшийсяХристос воссел одесную Бога Отца уже и как Сын Человеческий. Он «победил мир»(Ин. 16, 33), и мы приобщаемся к Его победе. Итак, человек двупланен: он в миресем, он же превосходит в духе природный мир. В низших формах своегосуществования он является «вещью», «объектом», «явлением», и как таковой –детерминирован;в свойственной ему высшей форме он – персона-ипостась, обладает двойственнымсамоощущением: своей тленности и ничтожности, но и своего величия и бессмертия.

«Слово Божие,ипостасно соединив с Собой наше естество… и очистив его чудесным и неприступнымогнем Своего Божества от всякого страстного расположения, соделало егобогопричастным и как бы раскаленным… Господь вознесся во славе и вошел вНерукотворную Святая Святых и сел одесную величества на небесах, соделав тело,как богопричастное, сопрестольным Отцу»[3].

«Из сказанногоясно, что человеческое естество могло стать обожженным только потому, что кэтому оно было от вечности предрасположено и предназначено. В плане творения вмире божественных логосов о мире и человеке нашему естеству дано и предуказанобыть плотской одеждой Спасителя. Богопричастным по своему замыслу наше естествобыло, следовательно, еще в предвечном Совете Божием» (.Из книги архимандритаКиприана (Керна)«Восхождение к Фаворскому свету», изданной Сретенскиммонастырем в 2006 г. в серии«Духовное наследие русского зарубежья».)

«Трудностьхристианского пути в том, чтобы найти должный эквилибр между сознаниемнастоящего, эмпирически данного состояния, с другой – неколеблемой веры впредвечный план нашего усыновления Богом»[4].

Говоряапостольским языком, человеку надлежит стать соработником Божиим (1 Кор. 3, 9).

Человекупредстоит:

- познатьсамого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца и божественностьсвоей души и полюбить Его как свой прообраз;

- познатьокружающую его природу, заповедь Творца об отношении к окружающему миру, ковсем своим собратьям и полюбить их и весь мир;

- познать туцель, которая поставлена Творцом перед ним, и, осознав ее как необходимое иприняв как желанное, достичь ее.

Главное, чтовыделяет человека из всего окружающего мира – это то, что он приходит в этотмир, имея, по выражению апостола Павла, «начаток Духа» (Рим. 8, 23). Этот«начаток» таит в себе возможность беспредельного совершенствования человеческойличности. Это совершенствование безгранично, так как имеет целью восходить ксовершенству Самого Творца. Таков великий замысел Творца о Человеке! «Будьтесовершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Такова заповедь,данная Иисусом Христом.

«Дух человека,его «я», таит в себе возможность на протяжении жизни осуществить этупоставленную перед ним Христом задачу совершенствования. В Евангелии даютсяосновные вехи восхождения по этому пути. Переоценка всех ценностей и новоерождение (Ин. 3, 5-6). Постепенное достижение божественных свойств (Ин. 10,34-35) и, наконец, превышающее наше обыденное разумение, полное единение сАбсолютом (Ин. 17, 21-26).

Евангелиевозвещает, что каждое человеческое «я», будучи образом Бога, есть неповторимаясущность, абсолютная ценность. Но человеческое «я» есть не что-то равное Богу,но именно «начаток» божественности. Человеческое «я» есть не столько данность,сколько возможность божественности. Человек по своей сущности не статичен, адинамичен. Он один вырвался на свободу из общей природной необходимости. И хотяприрода так же динамична, но по сравнению с человеком она медлительна, какчерепаха. Едва возникнув к бытию и узнав о своем назначении, человек уже можетидти к единению с Абсолютом, направляя на это усилия на протяжении данной емужизни»[5].

«В Богебеспредельное величие чудным образом сочетается с крайним смирением, вносящимсовершенно особую сладость в любовь Божию. Воистину, а не относительно,безбрежен сей океан: в слове человеческом, как в сосуде некоем, возможнопринести лишь несколько капель его живой воды. Весь наш жизненный опыт предвечностью Бога не больше, чем бледный отблеск солнца в капле воды»[6].

Такимисобранными Духом Святым каплями в едином сосуде – Предании – является СвятаяБиблия, Писание Христианской Церкви.

Методологическиизучение Библии может проходить в результате нескольких процессов. Эти процессывыстраиваются как параллельные, не исключающие, а взаимодополняющие друг друга.

Лекционарий.Это индивидуальный подход к чтению Библии. Он может быть построен по-разному.

Можнопридерживаться предусмотренного круга церковных чтений на каждый день года.Однако этот путь удобен лишь на начальном этапе обучения, т.к. богослужебныйлекционарий Восточной Церкви не обнимает полностью всего объема Библии.

Можновоспользоваться планом, предлагаемым некоторыми изданиями Библии, содержащимигодовой круг чтения Писания. Минус такого способа – поправка, необходимая, еслиизучение начинается не с начала календарного года.

Исправитьположение может использование современных библейских модулей, содержащихся всети Интернет. Многие из модулей помогут рассчитать объем чтения, исходя изколичества книг (книги выбираются индивидуально, по желанию), а также времени(месяц, полгода, год…)

Основная цельлекционария – дисциплинарная. Учащийся привыкает к ежедневному чтению СловаБожия. Он учится выделять каждый день, пусть небольшое, но обязательное времядля чтения Библии.

Групповые занятия,организованные по принципу подбора слушателей одной стадии

обучения. Занятия чередуются повыбору руководителя в двух направлениях.

Научно-критическоеизучение текста: время появления, язык, сохранность, особенности, стиль иформа написания, необходимые нюансы, связанные с переводом на другие языки(например, книга Даниила, перевод которой на греческий язык в версии LXX непринят Церковью, до сих пор пользующейся версией Феодотиона).

Научныедискуссии о Библии широко распространены во всем мире и не представляют собойкамня преткновения для веры. Иное положение в постсоветском пространстве, гдеБиблия с научной точки зрения долгое время не изучалась. Текст Писанияотвергался как ненужный древний миф, предположения и гипотезы либеральногобогословия использовались для разрушения веры, представлялись научнодоказанными фактами. С другой стороны, в малообразованной среде верующихсуществует мнение, что кроме прямого чтения и цитирования текста СвященногоПисания поднятие таких вопросов, как «происхождение жанра евангелий»,«источники и особенности композиции отдельных документов», «комбинацияисточников», «развитие традиции», «новозаветная псевдоэпиграфия» и т.д.прямо-таки наносит оскорбление и оскверняет Слово Божие. Представляетсянеобходимым представить иное положение, которое «принимает Слово Божие, какбогодухновенную истину, считая ее настолько твердой и великой, и такой чистой,что ее ничто не может ни умалить, ни осквернить. Но при этом всестороннееизучение этого Слова является наставлением Самого Господа Иисуса Христа,Который сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизньвечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39)[7].

Современнаябиблеистика обладает огромными возможностями, которые могут открыть многое,что сокрыто в Писании. Сокрыто не объективно, потому что так надо, чтобы былосокрыто; сокрыто субъективно, потому что весь современный мир живет не в том«диапазоне волн», в котором был услышан и записан опыт людей, общавшихся сБогом. И дело не во времени как таковом, ибо во все времена Бог говорит наодном языке – языке любви (ἀγάπη),любви отдающей себя без остатка и этой отдачей осуществляющейся. Но мир нехочет (и постепенно уже не может) слышать голоса этой любви. Сама идеясамоотдачи для современности звучит дико. Молодой человек, следующий ей,выглядит для сверстников нелепо. И мало кто следует за призывом: «Приидите коМне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28). А если иследуют, то вполсилы, еле-еле; только чтобы по минимуму утолить религиозныйголод души, а не из стремления к истинному Богообщению. Часто приходитсяслышать: «Нам до святых далеко, нам бы в ад не попасть, святые вот ведь какимибыли, а нам – куда до них?» А ведь еще тысячу лет назад то же самое говорилипротивники преп. Симеона Нового Богослова (ум. в 1022 г.), чьи домыслы Святойсчитал ересью и богохульством.

«Он многократновысказывался против всякого вида ностальгии по славному прошлому Церкви,призывая своих слушателей обратиться к настоящему:

Многие каждыйдень говорят, а мы слышим их говорящими: «Если бы мы жили во дни апостолов иудостоились, как они, видеть Христа, то и мы стали бы святыми, как они»…Такговорят те, что грубее других. А что же более благочестивые? «Если бы, – говорят,– мы жили во времена святых отцов, то подвизались бы и мы. Ибо видя доброе ихжительство и подвиги их, мы бы соревновались с ними. Ныне же, вращаясь средиленивых и нерадивых, мы вместе с ними отводимся [от истинного пути] ипогибаем». (Cat. 29, 6-10; 61-67)

На самом деле,возражает Симеон, мы находимся в положении во много раз лучшем, чем все древниесвятые. Для тех, кто видел Христа во время Его земной жизни, Он был обычнымчеловеком, Который ел с мытарями и грешниками, и весьма удивительно, если быкто-либо признал Его Богом; сейчас же Он явлен как Бог и прославлен на весьмир, и цари и народы поклоняются Ему...

Но я о тех говорюи тех называю еретиками, которые говорят, что нет никого в наши времена и срединас, кто способен был бы сохранить евангельские заповеди и стать подобнымсвятым отцам… [чтобы] просветиться, принять Святого Духа и через Него узретьСына с Отцом. Итак, говорящие, что это невозможно, не одной какой-либо частнойересью обладают, но всеми, если можно так сказать, поскольку эта [ересь]намного превосходит и покрывает все прочие своим нечестием и богохульством.Говорящий это ниспровергает все Божественные Писания…Говорящие так заключаютнебо, которое открыл нам Христос…А эти противобожники или, лучше сказать,антихристы говорят: «Это невозможно, невозможно!» (Cat. 29, 137-167; см. такжеего Cat. 6, Cat. 34, Eth. 4, Eth. 9, Ep. 4, Hymn 22 и др. сочинения)[8]

Пустое, неозаренное мистическим, а значит личным познанием, суесловие: вот, что являетсямишенью преп. Симеона, а не образованность сама по себе. Напомним, что творениявеличайших мистиков Православной Церкви выдают в них людей, принадлежащих квысшим слоям образованного общества, глубоко напитавшимися знанием СвященногоПисания, всего наследия Церкви. «В святоотеческом богословии не было ничего оттой зашоренности, косности, того… мракобесия, которое отличает иных современныхавторов выдающих себя за богословов и хранителей веры отеческой. Духсектантства, которым дышат произведения некоторых нынешних радетелей о чистотеПравославия, был Отцам Церкви глубоко чужд. Такие авторы, как Василий Великий,Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие, былилюдьми широкого кругозора, энциклопедических знаний, с уважением относившимисяне только к церковным но и к светским наукам»[9].

«Краеугольнымкамнем Предания является ничто иное, как личный мистический опыт христианина –опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью. Предание неможет быть подлинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи сБогом «лицом к лицу». Те, кто пытается противопоставить формальную ирационалистическую «традицию» церковного большинства вдохновенному «мистицизму»отдельных энтузиастов, впадают в заблуждение, не понимая самой сути Предания.Такие люди, вне зависимости от их сана или положения в Церкви (в случае сСимеоном, как и во многих подобных случаях, они были представителями «официальной»церковной иерархии), стремятся всеми доступными им средствами сохранить иоградить то, что они считают «традиционными», на самом же деле они способствуютискажению и извращению подлинной Традиции. Если традиция лишится своеймистической и пророческой сердцевины, она рискует превратиться в узкий«традиционализм», имеющий мало общего с подлинно христианским Преданием,вдохновенным и мистичным»[10].

Поэтому не надоопасаться привлекать к исследованию Библии научный аппарат библейской критики.«Вдохновенное и мистичное» Предание Православной Церкви как раз свидетельствуето том, что Отцы Церкви реально смотрели на вещи и не обожествляли буквы.«Реально» – значит, из реалий сегодняшнего дня, по слову св. Игнатия Богоносца:

«Великому борцу свойственно принимать удары ипобеждать. Особенно же для Бога мы должны все терпеть, чтобы и Сам Он терпелнас. Будь еще усерднее, нежели каков теперь. Вникай в обстоятельство времени.Ожидай Того, Кто выше времени безвременного, невидимого, но для нассделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегосястраданию, все ради нас претерпевшего»[11].

Использованиеэкзегетических и исагогических инструментов, научное изучение принципов поэзииВостока и других нюансов дошедших до нас текстов Библии: все это для верующегово Христа Воскресшего и Оставившего нам Свое Откровение может лишь утвердить встремлении молитвенно проникнуть, насколько возможно, в тайны Библии, а значит,обогатить опыт Богообщения, Бого-подобия. По слову преп. Симеона НовогоБогослова,

«ВселениеТриипостасного Божества, бывающее в совершенных сознательно и весьма явственно,не есть удовлетворение желания, но скорее начало и причина желания сильнейшегои большего. Ибо оно уже не позволяет тому, кто получил его, оставаться в покое,но заставляет его, как бы постоянно воспламеняемого и сожигаемого огнем,подниматься к пламени еще более Божественного желания. Ибо ум не может обрестиостановку и предел в желаемом и не может соблюдать меру в желании и любви, но,пытаясь достичь недостижимого конца и уловить его, всегда носит в себебесконечное желание и неутолимую любовь». (Главы богословские, умозрительные ипрактические. 7)

Для изучающихБиблию необходимо хотя бы элементарное знание языков, на которых она написана:это поможет «читателям Слова самим иметь возможность судить о том, что хотелисказать авторы. Переводы часто не могут передать игру слов, а отдельные базовыепонятия вообще не поддаются точному переводу»[12].

Выступая наоткрытии в Москве 29 ноября 2013 года Международной богословской конференцииРусской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви»,Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Особенно важно уделять внимаение изучениюдревних языков – еврейского, арамейского, греческого и латыни, ведь заниматьсябиблеистикой без знания древних языков значит обрекать себя на отсутствиевсякой оригинальности, потому что петь придется с чужого голоса. Но знаниеязыков дает человеку возможность самому читать тексты в подлиннике и, применяясоответствующие научные методы исследования, приходить к таким выводам, ккоторым никто раньше не приходил».

Особое вниманиездесь важно обратить на Септуагинту, то есть, перевод Семидесяти. Этот памятник(по мнению Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви),можно рассматривать не только как «более верный свидетель подлинного еврейскоготекста, в котором мессианские мотивы были более выпуклыми по сравнению смасоретской редакцией, но и как новую стадию Откровения, данного уже не толькоевреям, но всем людям (не забудем, что греческий язык был в то время языкоммеждународного общения)»[13].

Наша же задачане отпугнуть и не разочаровать, а воодушевить на чтение Писания. Иные людиисторией подвигаются на изучение, иные – поэзией, или описанием архитектуры;языки, математика, музыка, календарь, – так много можно найти точек приложенияв изучении Библии согласно наклонностям приступающих!

«Каждыйотдельный человек, как носитель образа Божия, есть нечто особенное по отношениюко всему остальному животному миру, так как именно этим он отличается от всехдругих творений. Вместе с тем каждый человек чем-то отличается от других людей.В каждом человеке мы видим нечто особенное, индивидуальное, сочетаниеединичного и всеобщего»[14].

Мы уверены, чтолюбая профессия современности так или иначе нашла свое отражение в вечной КнигеКниг; поэтому будущим журналистам будет увлекательно ознакомиться с опытом«ведения репортажа» о путешествии апостола Павла из книги Деяний, а экономистам– с многочисленными предупреждениями о греховности перед Самим Творцомпреступлений в коммерческой сфере деятельности!

Не лишнимпредставляется также проведение в рамках групповых занятий курса Библейскойпалеографии, то есть наглядной истории того, в каких формах Священные текстыПисания шли к читателю сквозь века. Современные возможности информационныхтехнологий, несомненно, смогут удовлетворить любопытство участников занятий.

Интересным ипознавательным окажется проведение семинаров по отдельным темам, нашедшим своеотражение в Библии – географии, археологии, архитектуре, искусству, музыке,быту, религии древнего Востока и т.д. Диапазон тут необычайно широк. От техникиведения войн (тема, так или иначе проходящая практически сквозь почти все книгиБиблии) до лишь однажды упоминаемого технического приспособления – специальногостула для рожениц, используемого в Древнем Египте (Исх. 1, 16: £ynb'h;слово, не нашедшее, кстати, себе места в Синодальном Переводе!). От обще-взятыхили по отдельности рассмотренных растений и животных до правил оформлениякупли-продажи или наследования участков земли.

Россия –многонациональная страна. И распространение библейских переводов на языкахнародов, проживающих в том или ином регионе, играет не последнюю роль всохранении и развитии их языков. Такое не раз случалось в истории человечества– народ, на языке которого существовал перевод Библии, не исчезал со сцены, апродолжал играть свою роль в замысле Творца о судьбах мира.

ОсобенностьюПравославного отношения к тексту Священного Писания является то, что Библиярассматривается как составляющая, выкристаллизованная, часть Предания,сохраняемого и передаваемого Церковью.

Основная цель –научиться рассматривать Священное Писание как сохраненное и неизменяемое, нодоступное научному анализу критики. Но Писание является только составляющей частьюВеры Церкви. Поэтому изучение Писания – это вхождение в церковное восприятиетекста Откровения. Его восприятие той общиной, в которой Откровение былопровозглашено Богом. И спасительно то понимание Библии, которое поддерживаетсяот времени ее основания – Воплотившимся Словом Божиим – до наших дней. Именноздесь и наблюдается существенный пробел: недостаток современных учебныхпособий, методических разработок; грамотных специалистов, прежде всего.

В настоящемположении мы видим несколько вариантов работы в данной области.

В качественачального и базового, можно использовать для преподавания один из ужесуществующих конспектов по Патрологии. Плюс здесь в том, что параллельнообучающиеся смогут получать знания по истории Церкви и Литургическом наследии.О глубоких знаниях Патрологии, а тем более о непосредственной работе с текстамитут говорить не приходится. Но этот курс необходим, учитывая уровень подготовкиучастников групп.

Второй вариант– или лучше сказать, следующий курс – можно представить в виде двухпоступательных движений по оси координат. Одно из них – это если исследованиепроводится на базе определенного отрывка, или целой книги Библии, на которуюсоставлены комментарии Отцами Церкви и христианскими писателями. Следуя другой«оси координат», выбирается автор и объектом изучения становятся его библейскиекомментарии. Здесь требуется более глубокая подготовка во многих областях наук,примыкающих непосредственно к библеистике. К тому же, не требуя постоянныхгрупповых занятий, при поистине колоссальном объеме – это может статьсамостоятельным творческим путем.

Совсем иноедело – использование святоотеческих Антологий на библейские тексты…но ихпрактически нет. В свое время, на рубеже XX-XXI веков при ОВЦС МП вышлисвятоотеческие Антологии по догматике, обнимающие Святых Отцов и христианскихписателей III, IV, и V веков. Их ценность бесспорна; планировалось составлениеи других подобных антологий, в частности, по аскетике. А между темнеобходимость подобных изданий назрела уже давно. На Руси всегда были сводныеСвятоотеческие толкования на отдельные книги Библии, или их части (например,знаменитый «Шестоднев» Иоанна Болгарского). За последние несколько лет назад вышлонесколько изданий Толковой Псалтири, но из-за отсутствия критического аппаратаих научная ценность минимальна. То, что было приемлемо в XV-XVI веках,недостаточно для XXI века. Тексты неизвестного происхождения, часто в старойорфографии, без возможности практической сверки с первоисточником вряд ливоодушевят на серьезное глубокое исследование Священного Писания.

Отраднопоявление подобных Антологий в других Православных Церквах. Можно назватьнекоторые. Это вышедший в Калифорнии, издательстве «Монастырские Книги»(‘Monastery Books’), комментарий на Книгу Исаии[15].Заслуживают внимание также две новинки от издательства Свято-ВладимирскойСеминарии в Нью-Йорке. «Библия и Святые Отцы для православных»: святоотеческиекомментарии на евангельские и апостольские зачала и ветхозаветные паремии[16]. Другоеиздание посвящено святоотеческому толкованию Псалтири[17]. Приобретение этих иподобных изданий очень желательно, но кроме наличия материальных средствпредполагает знание языка…

Нельзя такжеобойти вниманием проект выпуска святоотеческой антологии на все книгиСвященного Писания в 27 томах, осуществленный в Православной Церкви в Америкепод редакцией Томаса К. Одэна. Существует и русский перевод этогоширокомасштабного проекта в издательстве «Герменевтика»[18].

СуммируяСвятоотеческое отношение к Священному Писанию, мы можем следовать учению преп.Симеона Нового Богослова, согласно которому человек постепенно поднимается навысший уровень постижения. «На первой ступени следует читать текст Библии,обращая внимание на «слова и их сочетания», то есть пытаясь понять буквальныйсмысл книги. На следующей ступени человек должен прилагать текст Писания ксамому себе и исполнять написанное так, как если бы оно было обращено к немулично. Чем точнее соблюдается Евангелие в жизни человека, тем глубже постижениеим «скрытого» смысла Писания. Наконец человеку является Сам Господь иблагодатью Святого Духа через приобщение к Божественному свету он становится γνωστικός, то есть получает полное понимание исовершенное знание мистического смысла Писания»[19].

Этопонимание провозглашается и литургически «обыгрывается» в текстахбогослужений. Поэтому в них надо вглядываться, изучать, чтобы идти путемрецепции истин Откровения.

«Чтение Писанияза богослужением преследует одну цель – помочь верующим стать соучастникамиописанных в нем событий, приобщиться к опыту библейских персонажей и сделатьего своим собственным опытом. …Мы видим, что целью библейской экзегетикиявляется не столько простое разъяснение отдельных фрагментов, сколько поиски скрытогосмысла с прямыми ссылками на личную жизнь слушателя (читателя, молящегося).Святые Отцы, интерпретируя тот или иной текст из Священного Писании, передаваличитателю свой духовный опыт и приглашали его разделить этот опыт. Отыскивая«скрытый» смысл в священных текстах, они старались установить прямую связьмежду писанием и духовной жизнью: при этом всегда преследовалась одна цель –преобразить ιστορία отдельной личности в θεωρία Божественныхтайн, в непрекращающееся познание Бога через Писание»[20].

Участие вбогослужениях, разбор и обсуждение его текстов, поэтому, является необходимойсоставляющей духовной жизни христианина. По слову прот. Николая Афанасьева,«экклезиологическая природа апостольства снимает дилемму харизматического илиинституционного его характера»[21].Иными словами, экклезиологическое, т.е. церковное приобщение к Библиистановится приращением к Святой Православной Церкви ее новых членов.

Существенныйминус наших богослужебных книг – полное отсутствие в них ссылок на СвященноеПисание, на места собраний сочинений самих творцов богослужебных текстов. Отэтого происходит разобщение lex orandi и lex credendi (закон молитвы есть законверы); богослужение представляется верующим само по себе, а Библия и наследиеСвятых Отцов сами по себе. Поэтому и звучат слова, что «Библию читать необязательно и даже вредно», а «Святые Отцы много чего написали, всего неупомнишь»! Вообще выражение «Святые Отцы» давно стало опасным кистенем: имможно прикрыть любой поступок, в частности, свое невежество. Им можнозаклеймить другого «еретиком» – и все это совершенно не читая самих Отцов и неоткрывая Библии! Хочется надеяться на появление хотя бы учебных Молитвослововсо ссылками на источник библейских аллюзий в текстах. Это послужило бысерьезным подспорьем для желающих обратиться к первоисточнику молитвословий –записанному в Писании опыту Богообщения, а значит, обогатило бы и духовный опытсамого молящегося, опыт становления в богопричастности, «имеющей животворящуюсилу»[22],опыт осуществления идеи, опыт раскрытия замысла Божия о лучшем из Его созданий.

В целомнеобходимо отметить, что уже упомянутое выступление Святейего Патриарха Кириллана конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» во многом касаетсянашей темы, потому что намечает основные вехи в дальнейшем развитииПравославной Традиции отношения к Священному Писанию как к настольной книге.Книге-руководительнице каждого христианина в его главном делании – стремлении кБогоподобию» как ответа на зов Божий.

«Человекпризван привести в исполнение свое задание, раскрыть замысел о нем Творца,осуществить от вечности предсуществующую идею. На зиждительное Слово человекдолжен отозваться. Бог ждет этого ответа человеческого. Человек потому-то иответственен, что ему, как словесному и разумному существу, надлежит ответитьБогу, ответить всем своим бытием, всей полнотой своей человечности… Человекответственен пред Богом в исполнении и раскрытии того замысла, который Богомизволен от вечности. Человек, как существо «бого-словесное», призван жить иответить на это слово о бытии. Свою задачу он призван исполнить творчески, т.е.разумно и свободно. Призван творить в области нравственной, духовной,интеллектуальной, эстетической. Призван встать и идти по тому пути, которыйуказан ему Богочеловеком, сказавшим о Себе Самом: «Я есть Путь, Истина и Жизнь»(Ин. 14, 6)[23].



[1] Иванов Н., прот. И сказал Бог.Библейская онтология и библейская антропология. Клин, 1999, 63.

[2] Киприан (Керн), архим.. Антропология св.Григория Паламы. М., 1996, 426.

[3] Киприан (Керн), архим.. Антропология св.Григория Паламы. М., 1996, 426.

[4] Софроний (Сахаров), архим. Рождение вЦарство Непоколебимое. М., 2001, 95.

[5] Иванов Н., прот. И сказал Бог.Библейская онтология и библейская антропология. Клин, 1999, 136.

[6] Софроний (Сахаров), архим. Рождение вЦарство Непоколебимое. М., 2001, 38-39.

[7] Гатри Д. Введение в Новый Завет.СПб–Одесса, 2005.

[8] Иларион (Алфеев), игум. ПреподобныйСимеон Новый Богослов и Православное Предание. СПб., Алетейя, 2001, 228-230.

[9] Иларион (Алфеев), еп. Богословие митрополитаСурожского Антония в свете святоотеческого Предания. В изд. Антоний, митрополитСурожский. Труды. М., 2002. т. 1, 15.

[10] Иларион (Алфеев), игум. ПреподобныйСимеон Новый Богослов и Православное Предание. СПб., Алетейя, 2001, 443.

[11]Электронный источник. «Творения иже во святых Отца нашего Игнатия Богоносца,епископа Антиохийского». Послание к Поликарпу, гл. 3.

[12] Браун Р. Введение в Новый Завет. М.,2007, т. 1, стр.1.

[13]Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Большие Пророки. ИздательскийСовет Русской Православной Церкви. М., 2006, 4.

[14] Иванов Н., прот. И сказал Бог.Библейская онтология и библейская антропология. Клин, 1999, 158.

[15] Isaiah through the ages. MonasteryBooks. Menlo park, CA. 1995.

[16] The Bible and the HolyFathers for Orthodox. SVS Press. (Brief annotation. Based on the sequence ofdaily scriptural readings (NKJV) from the liturgical calendar of the OrthodoxChristian Church, this resource includes comments from the church fathers oneach Epistle and Gospel passage. Sections of the Old Testament are alsoincluded to support the church lectionary for mahor feast days, Great Lent, andHoly Week. Additionally, writings from contemporary Orthodox theologians andscholars are included.)

[17] Grace for Grace: The Psalterand the Holy Fathers. SVS Press. (Brief annotation. An anthology ofcommentaries by the Church Fathers of meditations relating to the Psalms andscriptural odes. It features extracts form Orthodox Christian festal and Lentenservices have been included as heuristic aids, as well as Old Testamentpassages from the Book of Kings. Also included is The Psalter According to theSeventy, a Septuagint version translated by Holy Transfiguration Monastery.)

[18]Ancient Christian Commentary onScripture. Inter Vasity Press, 1998, IL, USA. Библейские комментарииотцов Церкви и других авторов I-VIII веков.Новый Завет. II. Евангелие от Марка. Тверь, Герменевтика 2001.РедакторТомас К. Одэн Редакторы русского издания К.К.Гаврилкин, С.С.Козин.

[19] Иларион (Алфеев), игум. Преподобный СимеонНовый Богослов и Православное Предание. СПб., Алетейя, 2001, 77.

[20] Иларион (Алфеев), игум. ПреподобныйСимеон Новый Богослов и Православное Предание. СПб., Алетейя, 2001, 69-70, 72.

[21] Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Свтого.К., 2005. 182.

[22] MPGr. t. 151, col. 532 B.

[23] Киприан (Керн), архим.. Антропология св.Григория Паламы. М., 1996, 427-428.

quetiapine wiki bistromc.org quetiapine afbouwen
cialis free sample coupons discount card for prescription drugs coupon prescription
pantoprazol 1a pharma pantoprazol pensa 40 mg pantoprazol mod mavesyre

архимандрит Зосима (Шевчук)  24.02.2014

  © 2017 РПЦ. Все права защищены. Разработано Red Cat Design