Рус Eng Deu
 

Храм Святого Великомученика
Георгия Победоносца
во Владимире

Храм Георгия Победоносца во Владимире был заложен в 1129 году Великим князем Юрием Долгоруким. Объявлен молодёжным храмом Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в 2005 году.
RSS лента новостей Православный календарь Отдел по работе с молодёжью Владимирской епархии
Skip Navigation LinksХрам Cвятого Георгия Победоносца > Статьи > архимандрит Зосима (Шевчук)

Определяющая роль Святителя Феофана в становлении педагогической концепции в России в конце XIX века.

 

Архимандрит Зосима (Шевчук),

кандидат педагогических наук, доцент ШГПУ

настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира,

преподаватель Свято-Феофановской Владимирской Духовной семинарии

ответственный за духовное окормление молодёжи города Владимира

Отдела по делам молодёжи Владимирской митрополии

Доклад на VII Феофановских чтениях в Санкт-Петербургской Духовной Академии, 25-27 сентября 2013 года:

«Определяющая роль Святителя Феофана в становлении

педагогической концепции в России в конце XIX века».

Неоценимое влияние на православную педагогику в России сыграли педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви XIX века, и, в первую очередь, таких гигантов мысли, как святитель Московский Филарет (Дроздов) (1-3) и архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) (4);святитель Феофан Затворник(5-9);святой праведный Иоанн Кронштадтский (10-15), писавший на педагогические темы на рубеже XX столетия священномученик святитель Тверской Фаддей (Успенский) (16) и многие другие деятели Православной Русской Церкви .

В педагогических трудах русских святых, подвижников XIX века имеются собственные исследования и обобщения по православному воспитанию, а их мысли в православной педагогике и психологии часто опережали тот период развития цивилизации, в котором жили великие мыслители и воспитатели, идеи которых актуальны и в наше нестабильное время. Так, например, Иоанн Кронштадтский неоднократно подчеркивал, что образование должно быть не только простым, но и не отделимым от воспитания, которое преобладает над образованием.

В философско-православном сочинении "Отзывы и мнения" святитель Филарет (Дроздов) изложил свои суждения и выводы о воспитании и образовании и, в частности, о школьном воспитании и образовании. По его суждениям, первое место должно занимать нравственное воспитание («воспитание благочестивое»), причем его особенности он высказал в емкой формуле – «словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христа» (1).

Епископ Феофан - Вышенский Затворник был одарённым от Бога талантливым православным педагогом, который к концу своей жизни актуализировал авторскую персональную педагогическую концепцию, которая органично сопряжена с его богословскими взглядами.

Подробный анализ «богословско-педагогического наследия свт. Феофана может и должен включать в себя ряд аспектов, в числе которых конкретно-исторические сведения (житие, факты педагогической деятельности), анализ трудов, воспоминания современников, плоды организаторско-педагогической деятельности и пр.

Из первых двух десятилетий общественного служения святителя большая часть была посвящена педагогической деятельности. Он служил во всех типах духовных школ, начиная от низшей и до высшей.

В своей воспитательной деятельности святитель являлся истинным христианским педагогом. Христианскую любовь он считал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение - лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил только в силу любви и придавал значение только нравственным воздействиям». (17)

Ему часто задавали вопрос: Каким является лучший способ воспитания ребенка? — он отвечал: "Полюбите детей, и они вас полюбят", или: "Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова". Основные вопросы христианской педагогики святитель изложил в сочинении «Путь к спасению», который совершенно определённо – основополагающий психолого-педагогический трактат второй половины XIX века, который завершает построение православной педагогической концепции эпохи духовно-педагогических исканий накануне изломов трагического XX века. «Воспитание, - отмечает он, - из всех святых дел самое святое» (7. стр.51).

Он считал, что соответствующим природе человека является только религиозно-нравственное воспитание, а дух церковности - лучшее средство.(17).

Главное для учеников – это Богоугождение, а освоение наук второстепенно и необходимо для временной жизни. Всякое знание, по мнению святителя, должно быть пропитано православными началами. Однако плодотворным является только такое образование, которое развивает не только ум, но и облагораживает сердце (8, 9).

По святителю Феофану Затворнику, развивая ум ребенка, в первую очередь следует обращать внимание на формирование у ребенка доступных здравых понятий и суждений о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Сам ребенок не сумеет разобраться в этих понятиях без вмешательства взрослых; в противном случае ребенок станет своевольным. Волю малыша надо развивать, и не позволять детям делать что-либо серьезное без позволения взрослых. Феофан Затворник рекомендует настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли. Развитие, исходя из православной педагогики, можно понимать как "поиск и обретение ребенком форм интеллектуального, эмоционального и духовного бытия в традиции и Предании Церкви" (7. стр. 22).

«Преимущественное внимание свт. Феофана было обращено к воспитанию учащихся.

На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением. Время ректорства архимандрита Феофана совпало с празднованием 50-летия открытия Петербургской духовной академии. Юбилейное празднование состоялось 17 февраля 1859 года. Святейший Синод наградил отца Феофана орденом святого князя Владимира III степени.

Помимо практической педагогической деятельности, будущий святитель обратился к научной деятельности. При этом уже его первые богословские труды были в значительной степени педагогически ориентированными.

Святитель Феофан выпустил руководство духовной жизни “Начертание христианского нравоучения”(1858-1860гг.), под названием “Письма о христианской жизни”, вместо сборника правил по поведению. Он фактически создал христианскую психологию. Епископ Феофан раскрыл все важнейшие вопросы христианской педагогики. На протяжении всей своей … деятельности свт. Феофан непрерывно занимался вопросами организации воспитания и образования детей и юношества, а также взрослых людей. Так, он, будучи епископом Владимирской кафедры с 1863-1866 годы, уделял большое внимание развитию духовных школ, духовной семинарии, церковно-приходских школ во Владимирском крае. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. Педагогическая деятельность святителя осуществлялась им и в форме переписки с множеством обращавшихся к нему людей, которым он давал советы, разрешал жизненные вопросы, давал прямые рекомендации по воспитанию детей, устройству семьи, усовершенствованию деятельности учебных заведений…

С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости»…

Сочинение “Путь ко спасению”(1868-1869 гг.) во многих смыслах есть изложение науки о воспитании. “Воспитание, - пишет святитель, - из всех святых дел, самое святое” . Главное дело для учеников, по мысли святителя, есть Богоугождение, а научность – придаточное качество, необходимое только для временной жизни. Всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана христианскими, православными началами. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Церковность и благочестие родителей – лучшее воспитательное средство. Священные предметы, окружающие колыбель младенца, и пример жизни благочестивых родителей созидают душеспасительную атмосферу.

С возрастом надлежит развивать все силы души: ум, волю и сердце – и научиться следить за их развитием. Ум наполняется здравыми рассуждениями и понятиями, различением добра и зла. Волю укрепляют через послушание, через отсечение своеволия, через приучение ребенка делать добро. Воля родителей для детей есть закон совести и Божий.

Так же святитель говорит о развитии человеческого тела: питании, движении, чувствительности или деятельности нервов. Он дает советы, способствующие образованию добрых привычек. Тело есть орудие духа. Воспитание юноши должно носить, как и в детстве, религиозный характер. Иначе будет разорено созданное ранее. Епископ Феофан дает подробную характеристику юношеского возраста, рассматривая его как неровный, волнистый период человеческой жизни, изобилующий опасностями, как возраст, более других затрудненный для воспитательного воздействия. Самое надежное руководство, по мнению святителя Феофана, есть строго выдержанная дисциплина и авторитет воспитателя. (17).

Священномученик архиепископ Фаддей впоследствии также много писал о круге деятельности православного учителя и, особенно, о начальной школе, по его мнению, воспитание должно быть продуманным и гуманным. Основное качество учителя это любовь к детям, а цель воспитания сводится к тому, чтобы воспитать в душе ученика свободную любовь к добру и нравственным действиям. Он говорил о том, что воспитание должно быть гуманным, и под этим словом подразумевал не простое христианское снисхождение и всепрощенье, а уважение во всяком человеке (в том числе и в ребенке) его человеческого достоинства.

Иногда школьник, студент или взрослый человек не слушается полезного совета, противоречит, сопротивляется, тогда надо всячески сдерживать себя, чтобы не выдать своего раздражения и не сказать чего-нибудь с гневом. Чувствуя, как сами мы легко проникаемся страстью гнева и судя по своей собственной немощи, необходимо проявить сострадание и к этому человеку, пользуясь тем, что нашелся случай может быть и простить его, чтобы и нам получить от Бога прощение наших согрешений, как Он Сам говорит: "Прощайте, прощены будете" (Лк. 6, 37).

Не следует думать, что такое снисходительное отношение к человеку, великодушное прощение его вины и долготерпение могут причинить человеку вред.

Если мы, делая внушение или выговор другому, увлекаемся гневом, то мы удовлетворяем лишь свою собственную страсть, не совершая другому никакого добра; никакой разумный человек не станет одной рукой строить, а другой разрушать. Так и мы, стараясь вразумить другого, не должны портить свое доброе дело примесью зла. Пусть, таким образом, ничто не отстраняет нас от заповеди Христовой: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11,29). Как и другие христианские конфессии, православная педагогика поддерживает необходимость заботиться о сохранении добрых взаимоотношений с подчиненными так усердно, чтобы в моменты справедливого негодования стараться не гневаться на них, но все покрывать добротою, долготерпением, снисходительностью и любовью.

Начальствующий, или как говорит народ, начальник должен быть для всех окружающих его людей образцом всего доброго: в словах, делах, в любви к людям и, естественно, подчиненным, - а в целом вся ею жизнь должна быть образцом (1 Тим. 4, 12). Если этот пример высок, то он будет поднимать до своей высоты и других, а если он низок и не соответствует положению начальствующего, то и других влечет за собой вниз. Когда подчиненный видит порочный пример в лице своего начальника, то делается часто даже хуже его. Он не останавливается на ступени развращения своего учителя, но еще и превосходит его, потому что нет ничего легче, как катиться по наклонной плоскости вниз и становиться худшим.

Итак, добросовестное отношение учителя, воспитателя, священнослужителя, государственного деятеля, бизнесмена с позитивной этикой души к своему маленькому, большому и ответственному делу, человеколюбивое обращение с подчиненным, разумное сочетание доброты и строгости, влияние на них своим добрым примером и является лучшей гарантией для добросовестного и честного послушания со стороны подчиненных. Сознание же своей ответственности перед Богом будет ему также залогом того, что и Господь поможет ему в его трудном деле и подаст ему Свою всесильную Божественную помощь.

Цитируем дефиниции православной педагогики. "Скажи же мне, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - почему, тогда как наставник твой несет ответственность за тебя, ты не хочешь даже слушать его, и при том -для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, он беспокоится, пока все касающееся и тебя, не будет исправно, и отдает двойной отчет. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждом из подчиненных. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна таким опасностям? Не можешь предложить ничего равного: ты еще не положил за него души своей, а он полагает за тебя душу свою. Если же он не положил ее здесь по требованию обстоятельств, то погубит ее там, а ты не хочешь повиноваться ему даже в словах! Вот причина всех зол: исчезло должное повиновение начальствующим, нет ни стыда, страха! "Повинуйтесь, — говорит Апостол, наставникам вашим и покоряйтесь", - а ныне все извращено и ниспровергнуто. Говорю это не ради начальствующих, — какую пользу получат они от нашего почитания, если даже мы будем им в высшей степени послушны? - но для нашей собственной пользы. Уважают ли их, они не получают от того никакой пользы для себя в будущей жизни, но еще могут подвергнуться большему осуждению; оскорбляют ли их, они не потерпят от того никакого вреда в будущей жизни, но еще могут иметь более оправдания. Нет, для вас же самих я желаю, чтобы так было..." (18).

Идеи православной педагогики, содержащиеся в творениях отцов Церкви святителей Московского Филарета митрополита, Феофана - Вышенского Затворника, священномученика Фаддея, святого праведного Иоанна Кронштадтского широко используются ныне в православном воспитании. Петр Алексеевич Смирнов (воспитанник Киевской Духовной Академии, затем преподаватель гражданской истории в Тамбовской семинарии, потом последовательно помощник смотрителя 2-го Тамбовского духовного училища и смотритель Шацкого духовного училища, которое находилось вблизи Вышинской обители и опекалось монастырем), анализируя учение Феофана - Вышенского Затворника, отмечал, что его педагогическая система коренится на идее нравственно воспитывающего обучения (6), которая стала самой обсуждаемой в педагогической науке лишь в конце прошлого столетия.

Он подчеркнул, «что наряду с учением о домашнем и семейном воспитании мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время… Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Святитель Феофан, еще в сороковых годах XIX века, будучи профессором столичной духовной академии, настойчиво проводил эту мысль в своих лекциях. Вся его педагогическая система святителя коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности. Говоря о том, что может сделать школа для духовного блага своего воспитанника, епископ Феофан останавливается на двух основных моментах: на просвещении ума и воспитании сердца-этого истинного центра духовной жизни .

В своем труде «Православие и наука» святитель Феофан пишет: «Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию. То же и в возрождении: дуновением Духа Божия, Который неведомо откуда и как приходит, полагаются начала новой жизни и восстанавливается образ. Это – точка отправления; отсюда начинается труд возведения образа в совершенное подобие. Возрожденный по образу Создавшего Господним Духом преобразуется от славы в славу, но не без нас; наш труд и старание, а созидает и возвращает Бог благодатью Пресвятого Духа, по вере в Господа »

Вот идеал и способ осуществления в себе образа и подобия Божия! А сколько все пишут и толкуют о воспитании! Между тем Самим Господом все определено несколькими словами. Если взяться за осуществление предписания, то воспитание само собой успешно пойдет к цели. Если же воспитание будет только человеческим, избегая путь Божий, то оно будет недостаточным, ущербным. Если все общество будет воспитано таким образом, то наступит всеобщее искривление: кто гнетет в одну сторону, кто в другую.

Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Святитель отвечает решительно: «нигде, как в Господе нашем Иисусе, Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление(1 Кор. 1, 30), то есть во святой вере, Им дарованной, со всеми спасительными ее учреждениями» .

Просветить ум – значит напечатлеть в нем здравые понятия о всем существующем и бывающем, а именно, понятия о том, что есть Бог, Его свойства, в какое отношение благоволил Он поставить Себя к миру и к нам…

Образовать сердце – значит возбудить сокрытые в естестве нашем требования, преобразовать чувства и расположения, возвесть в начала и правила жизни, чтобы потом о всяком обладающем ими можно было сказать: «Вот совершенный человек!» .

Вся трудность светского образования состоит в том, чтобы развить в питомце эстетическую сторону, приучить держать себя с достоинством, приучить к разного рода предприимчивости и деятельности. Нет у нас зрительных орудий и очей, чтобы разглядеть тонкие, сплетшиеся нити естественного и неестественного; и нет возможности их разделить. Для образования сердца нужна сверхъестественная помощь. И она готова – в Церкви Божией и Святых ее Таинствах и всех освятительных учреждениях .

Программа христианского воспитания заключает в себе напечатлевание истин веры в уме, поставляя их распорядителями всех других познаний и понятий, и вести питомцев неуклонно по указанию попечительной нашей матери-Церкви; и выйдут дети крепкие умом и добрые сердцем, и будет доброта в них прочная и непоколебимая.

Все нынешнее западное образование, во всех проявлениях и видах, есть итог западного возрождения, которое есть не что иное, как «восстановление язычества наперекор христианству» . Поэтому оно пропитано языческими началами, враждебными христианству и в духе, и в теле, и в главном…

Но в скором времени у нас стали появляться люди, которые, после начала сношений с европейцами, стали твердить, что все христианское есть ветхость, которую нам надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое надо усвоить. Апостол Павел говорит, что Господь Бог послал Своих Апостолов, облеченных благодатью Духа Святого, в мир затем, чтобы они вывели его из тьмы к свету, из области сатанины к Богу, а эти советуют уйти из света во тьму, то есть уйти от Бога .

Таким образом, уже сами факты жизни святителя Феофана, его длительный и богатый педагогический опыт работы в различных учебных заведениях, воспитательная деятельность по отношению к своей пастве позволяют сделать вывод о незаурядном педагогическом таланте святителя и о его значительном вкладе в педагогику и практику образования девятнадцатого века.

Епископское служение свт. Феофана также напрямую было связано с педагогической деятельностью, с организацией образования. Так, в годы его служения на Владимирской кафедре действовали духовные школы, епархиальные училища, духовная семинария была крупнейшим в России духовным учебным заведением и число учащихся было одно из самых наивысших в России того времени. Святитель вводил новые дисциплины, предметы, открыл народные школы, осуществлял подготовку учителей, ведь он считал, что преподаватели должны хорошо знать свой основной предмет и те предметы, которые каким либо образом связаны с ним.

Несомненным фактом, свидетельствующим о непрерывности педагогического служения владыки Феофана, является его обширное эпистолярное наследие, в котором множество писем посвящено педагогической проблематике.

Богословско-педагогические труды святителя Феофана пронизаны педагогическими идеями. Особенно ценными в теоретико-педагогическом отношении являются «Путь ко спасению».

Согласно учению свт. Феофана путь воспитания христианина включает в себя три степени, которые он называет обращением к Богу, очищением или самоисправлением и освящением. Как видим, здесь педагогическая система выстраивается не столько в логике разделения на теорию обучения и воспитания, не столько по иерархии целей, принципов, содержания и методов педагогической деятельности, сколько по пути приращения христианских добродетелей. Также мы не видим в учении свт. Феофана доминирования возрастного подхода, хотя учение о возрастах у него присутствует. Поэтому сопоставлять педагогическую теорию свт. Феофана с теоретическими положениями, выработанными светской педагогической мыслью, довольно трудно.

Святитель Феофан за свою богатую на события жизнь многое сделал для совершенствования образовательного процесса в духовных учебных заведениях и для педагогики в целом. Можно утверждать, что в практической деятельности и в трудах свт. Феофана формировала педагогическая система, отвечающая теоретическим и социальным запросам своего времени, ориентированная в будущее... Особенностью педагогической системы, способов ее структурирования и содержания является то обстоятельство, что Святитель Феофан, обосновывая принципы и методы православного воспитания, опирается преимущественно на последовательность процесса воцерковления личности, на логику и последовательность пути покаяния, возгорания в человеке желания жить по воле Божией, на путь борьбы со страстями и возгревания добродетелей.» (17).

Эту идею поддерживали и развивали рассмотренные нами отцы Церкви – сначала необходимо «напечатлеть» в сознании и сердце основные нравственные истины (это фундамент), а затем строить систему научного знания.

Нам необходимо вернуться к православной педагогике, где, по мысли святителя Филарета, митрополита Московского, бывает и так, что не заботятся "о детях, если учат их более приятному, нежели полезному; если старшие учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной" (1-3).

Святой праведный и православный педагог Иоанн Кронштадтский, считал, что воспитание и образование должны быть не разделимы. (19, 10-15). Воспитание должно преобладать над образованием, чтобы воспитатель – педагог был высоко образованным и знал элементы православной педагогики;

Воспитание должно быть не только христианским, но и церковным. Примером такого воспитания и воспитателя-педагога был отец Иоанн, который учил и воспитывал не только словом, а больше делом, ведя преподавательскую деятельность 32 года. Из поколения в поколение передаются его выступления в Кронштадтской гимназии: «Вы - дети мои, ибо я родил порождаю вас благовествованием о Христе Иисусе, духовная кровь моя – наставления мои текут в жилах ваших, я напоил и пою вас, как бы из сосцов матери, млеком словесных. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце моем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что я, действительно, как священник – отец, и вы называете меня батюшкой». И в этой же гимназии была произнесено и другое эмоциональное обращение к детям: «Как красивы цветы, например, олеандры, розы. Глядишь на них и не нарадуешься, и говорить: дивен еси Ты Создатель наш: не только в человеке Твой образ и Подобие, но и в бездушных растениях и цветах… они все-таки дерево, сено – как ни хороши. А вот вы, детки, наши растения, или лучше – Божии, бесценные. Вы наши цветы. Что сказано о них приложим и к Вам». Приведенные фрагменты из двух уроков православного педагога являются по сути – дела этической и эстетической исповедью великого педагога и священника всеобщего любимца русских людей (19). Воспитание способствует развитию внутренней сердечной науки – науки любви, кротости, веры, молитвы, смирения. Архиепископ Фаддей (Успенский) также был горячим сторонником того, что без воспитания образования не может быть успешным (16).

Подводя итоги педагогических исканий святых подвижников православной педагогики, можно сказать, что к концу XIX века в России стараниями Святителя Феофана в целом было завершено подлинное становление православной педагогики в виде стройной системы:

«Обращение к Богу есть начало пути в христианской жизни. Христианская жизнь есть ревность и сила пребывать в общении с Богом деятельным, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, исполнением святой воли Его, во славу пресвятого имени Его. Существо жизни христианской состоит в Богообщении о Христе Иисусе Господе нашем. Так же в христианине должен присутствовать жар деятельной ревности, направленной на Богоугождение, с полным самоотвержением и ненавидением всего тому противного. “Без ревности христианин плохой христианин, - вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни хладен, - и жизнь такая не жизнь”.

Крещение есть первое в христианстве таинство, соделывающее человека христианином, достойным сподобляться даров благодати и через другие таинства. Без него нельзя сделаться членом Церкви, войти в мир христианский.

“Аще кто во Христе, нова тварь”, учит Апостол (2 Кор. 5, 17). Из купели человек выходит совсем не таким, каким входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так и крещенный противоположен некрещенному. Крещение избавляет нас от всех зол. Оно снимает клятву силой креста Христова и возвращает благословение: крещенные суть чада Божие, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. “Аще же чада, то и наследницы,- наследницы убо Богу, сонаследницы Христу” (Римл. 8, 17).

Таким образом новая жизнь зарождается во святом Крещении! Что при этом требуется со стороны человека, или как доходит он до того, что обновляется в крещении, - изображено в “начертании нравоучения христианского”, особенно в статье: норма христианской жизни.

Очищение начинается в таинстве Крещения, когда человек освобождается от власти греха и сатаны. Следующим шагом к очищению души есть еще одно таинство Русской Православной Церкви: таинство покаяния. Потому что редко кто сохраняет ту благодать, которую мы получаем при крещении и соответственно теряют ее. Для того, чтобы мы могли по новой начать путь к самосовершенствованию и Богопознанию, церковь и предлагает таинство исповеди, чтобы каждый христианин мог очистить свою душу от греховной ноши. Но, в отличие от Крещения, таинство покаяния не дает свободное очищение, здесь должно присутствовать желание самого кающегося. Человек должен сам осознавать ради чего он решил изменить свою жизнь.

После таинства исповеди человек допускается к самому главному таинству Русской Православной Церкви: Таинству Причащения. Через которое мы получаем освящение души и тела посредством приобщения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. “Ядый Мою плотьи пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем.” (Иоан. 6, 56). Тут, в кающемся, и начало жизни о Христе Иисусе. Через таинство Причащения человек рождается вновь. Начинается жизнь в совершенно новом роде. Но эта жизнь не может продолжаться без особой пищи. Эта пища и есть Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. По заведенному у нас порядку после исповеди не должно пройти много времени, обычно вечер, утро и литургия. Нужно хотя бы на это время, после таинства исповеди, сохранить то благонастроение, которое мы приносим из храма после таинства покаяния и приступить в общение с Богом с чистым сердцем и душой.

А) Храни неразвлеченным внимание и сердце безмятежным. Блюдись разсеяния и смятенных забот и, от всего отстранясь, войди в себя и пребудь сам с единою мыслию о Господе, имущем приити к тебе.

Б) Дай уму размышление о самом предстоящем таинстве, чтобы он не блуждал и был собранным.

В) Размышляй о каком-либо изречении Господа или св. Апостолов, извлекай назидание и располагай себя к сокрушенной молитве.

Г) В этих занятиях проведи весь вечер, пока сон не смежит твои очи. Когда настанет утро и ты проснешься, не суетись, а вспомни о том, о чем думал вечером и с молитвой иди в храм.

Д) Вошедши в храм, чувствуй себя как если бы ты был в Сионской горнице, где Господь причащал св. Апостолов, и внимай более, чем обычно, читаемому и поемому.

Е) При сем возгревай веру в действительное присутствие Самого Господа и Спасителя в Св. Тайнах.

Ж) Потрудись всю литургию простоять и подойти к чаше с чистым сердцем и душой, дабы приобщиться Святых Таин.

Приступив к чаше с таким расположением и отходя от нее, ты будешь чувствовать в сердце своем: истинно слово, Божественных причащаяся благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой светом трисолнечным, просвещающим мир.

Этим завершается образование духовной жизни в человеке-христианине, после грехопадения снова обращающегося к Богоугождению.(17).

Список литературы

1.Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.1 М., 1848..

2.Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.2 М., 1848.

3.Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.3 М., 1848.

4.Филарет архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью, или местно. Часть 3. СПб., 1882.

5. Георгий (Тертышников), архимандрит. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни // Богословские труды. М., 1992. т. 31. С. 34-61

6.Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915

7.Феофан Затворник, святитель. Путь к спасению (Краткий очерк аскетика). М., 1899. С. 46.

8.Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? СПб. 1991.

9.Феофан Затворник, святитель. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Свято-Псково-Печерский монастырь., 1991.

10. Светильник веры и благочестия. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Житие и новые чудеса. Составление Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь., 1996. С. 55.

11.Святой Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Издано по заказу Свято-Ефросиньевского монастыря, г. Полоцк. СПб., 1991. С. 71.

12.Святой Иоанн Кронштадтский. Мысли о богослужении Православной Церкви. Переиздание общества Православной Культуры «Благовест». Тверь, 1991. С. 39.

13.Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря., 1991.

14.Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. Свято-Ильинское изд., U.S.A., California. 1991. – С. 267.

15.Сурский И.К. Отец Иоанн Крогнштадтский. М., 1994.

16.Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. Уфа, 1902.

17. Козак С.В. Педагогический элемент в богословии святителя Феофана Затворника. Выпускная квалификационная работа студента ВДС по дисциплине Православная педагогика. Научный руководитель д.п.н,проф. С.И.Дорошенко. Рецензент архимандрит Зосима (Шевчук), к.п.н, доц.

18.Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста Константинопольского. СПб., т. IV, 1899. С. 364.

19.Ежов А.Н., Шевчук С.В. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Актуальные проблемы педагогики. Материалы Всероссийской конференции, посвященной К.Д. Ушинскому. Иваново, 2005, С.116-123.

cialis prescription coupon blog.suntekusa.com cialis coupons and discounts
prescription drugs coupons prescription drug cards coupons for prescription medications
cialis free sample coupons site coupon prescription

архимандрит Зосима (Шевчук)  25.09.2013

  © 2017 РПЦ. Все права защищены. Разработано Red Cat Design