Рус Eng Deu
 

Храм Святого Великомученика
Георгия Победоносца
во Владимире

Храм Георгия Победоносца во Владимире был заложен в 1129 году Великим князем Юрием Долгоруким. Объявлен молодёжным храмом Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в 2005 году.
RSS лента новостей Православный календарь Отдел по работе с молодёжью Владимирской епархии

Монастыри и монашество – детоводители ко Христу

 

Исторические Чтения, посвящённая 500-т летию

Троицкого Собора Успенского женского монастыря города Александрова Владимирской епархии Русской Православной Церкви

21 июня 2013 года

Архимандрит Зосима (Шевчук),

кандидат педагогических наук, доцент -

настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира,

ответственный за духовное окормление молодёжи города Владимира Отдела по делам молодёжи Владимирской епархии, преподаватель Владимирской Свято-Феофановской Православной Духовной семинарии

«Монастыри и монашество – детоводители ко Христу»

на примере Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской епархии

Массовый приток народа в храмы Русской Православной Церкви, как в 90-е годы XX века, так и сегодня, скорее свидетельствует не о горячей вере нашего народа, но больше говорит – «об отсутствии опоры в жизни, о вдруг ушедшей из-под ног почве, о горячем желании обрести хоть в чем-то уверенность. Сегодня многие идут в храм с надеждой на спасение, но спасение - в этой жизни. Человек готов верить, но желает получить по вере уже здесь и теперь.

В эту-то неоязыческую наивность и требовательность и спряталась, как в новую скорлупку, измученная атеизмом и эгоизмом душа нашего современника» (1).

«Наша ситуация осложняется еще и тем, что в Церковь сегодня пришли и родители, и дети одновременно.

Проблемы отцов и детей приобрели у нас совершенно новое звучание. Традиционные внутрисемейные рычаги воспитания почти не действуют. В Церковь бегут за "скорой помощью", готовые эту помощь принять и почти не готовые к труду самовоспитания в союзе с Церковью. А ведь именно этот труд - необходимое условие духовного возрастания, … слово "педагогика" переводится с греческого как "детоводительство", то есть совместный путь учителя и ученика. Но один у нас Учитель,- говорит Евангелие,- Христос. Именно Он является истинным Педагогом, утверждает в своей книге "Педагог" один из учителей Древней Церкви св. Климент Александрийский. А стало быть, те, кто называют себя воспитателями, наставниками и попечителями, смысл своего служения должны видеть в том, чтобы лишь указывать путь, препровождать ученика к этому Любящему всех Учителю.

Но как это сделать? Какими средствами? Прежде всего - словом. Поэтому-то во все времена Церковь и ищет эти особые слова, и ведет диалог с миром, диалог-призывание, диалог-свидетельство. А чтобы быть услышанной и правильно понятой, ей приходилось высокие понятия христианского откровения всегда переводить на язык, доступный современникам. Многие века звучит этот живой диалог вечности и времени, огненная и печалующая речь Церкви, обращенная к страждущему миру» (1).

Святитель Иоанн Златоуст (2) писал о цели воспитания: "Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание божественных писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: "чти отца твоего и матерь твою", - слова, направленные к твоей пользе. Не говори: "Слушание Писаний - дело монахов; ужели мне его сделать монахом? Нет надобности быть ему монахом... Сделай его христианином". Этому научению, актуальному во все времена для всех членов нашей Церкви – всегда неукоснительно следовали именитые наши русские монастыри. Не исключением является и Успенский женский монастырь города Александрова Владимирской епархии, который имеет древнюю и славную высокую историю, о которой на сегодняшних Исторических Чтениях, посвящённых 500-т летию Троицкого Собора монастыря, прозвучали замечательные восемь докладов. Монастырь пользовался всегда огромным влиянием на души людей, которые стремились в обитель, чтобы научиться строить свою собственную духовную жизнь в соответствии с добрым монашеским примером. Как сказал в Темплтоновской лекции наш русский писатель А.И. Солженицын, «в те древние времена Россия тогда была напоена православием, сберегшим верность первоначальной Церкви первых веков… и знала такие века в своей истории, когда общественным идеалом была не знатность, не богатство, не материальное преуспеяние, а — святость образа жизни. То древнее православие умело сохранять свой народ под двумя-тремя веками чужеземного ига, ещё одновременно отражая и неправедные удары крестоносных мечей с Запада. В те века православная вера у нас вошла в строй мысли и людских характеров, в образ поведения, в строение семьи, в повседневный быт, в трудовой календарь, в очерёдность дел, недели, года. Вера была объединяющей и крепящей силой нации…» (3). Монастырь воспитывал не только своих монашествующих, но и народ, шедший обильно в Обитель на Богомолье. И педагогическое и образовательное влияние монастыря на простой народ, на детей и взрослых было согласно с мнением святителя Феофана Затворника, который писал: "Главная цель христианского воспитания, чтобы человек вследствие этого сказал о себе, что он христианин..." (4).

«Нестройность, противоречивость всей нашей природы - вот тяжелое наследие первородного греха. В течение всей жизни мы пытаемся, собрать себя, "наладить", "отцентровать". Процесс этого созидания себя, строительства своей души может начаться уже в детстве, но тут ребенку нужен помощник. Педагог и должен явиться этим помощником. Он не руководитель, а проводник, связной детской души - вот его священное место. Учитель связует живое рождающееся вопрошание ребенка с опытом и жизнью всей Церкви» (1).

И такой процесс воспитания, как дитяти, так и любого взрослого, в Вузе ли, в школе ли, в Церкви ли – направляется педагогическим воздействием учителей, наставников, преподавателей, духовников.

«Процесс воспитания можно было бы охарактеризовать еще как процесс вырабатывания благотворных реакций, созидание в человеке гармонической системы отношений с миром. Но воспитание не может сводиться к закреплению однажды определенных отношений. Христианская антропология не допускает возможности дрессировки человека, выработки у него стереотипных эмоциональных реакции. Нет, живой движущийся мир и развивающаяся, "дышащая" духовная жизнь в человеке должны каждый раз вступать в новые отношения, ибо каждый раз это есть новая встреча, новые свидетельства промысла Божия.

Итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека… система эта должна быть движущейся, развивающейся. Система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине.

Христианское воспитание неминуемо есть и воспитание чувств, надо приучить их не властвовать над нами, а служить нам. Ибо как иначе мы определим правдивость отношений, как не чувством. И лицемерие, и фальшь - как распознаем? Чувства помогут нам. Христианское воспитание можно толковать как воспитание в человеке главного чувства - чувства истины. Ведь, в сущности, человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нем, не теряя своей совести» (1).

О том, как практически осуществляется опыт православной педагогики, можно проследить на примерах монастырской жизни. Возьмём старчество, духовное руководство в мужских или женских обителях. Собственно, старчество - это особый дар, очень редкий, который давался человеку Богом, как результат огромного духовного напряжения. Старцы могли отвечать на многие вопросы, которые ставила жизнь перед каким-либо человеком. И эти ответы были не их личным мнением, а проявлением воли Божией. Мне приходилось читать, что не всегда старец говорил ясно, иногда иной из них уклонялся отвечать человеку на его вопрос, видя, что он немощен, и не сможет выполнить данный ему совет. А тем самым он уклонится от исполнения воли Божией, которая ему заведомо стала известна. Знать волю Божию и не исполнить ее – большой грех, ведущий человека к гибели. По этой причине старцы иногда таким людям не давали своих советов. Поучительным является пример из жизни известного оптинского старца Льва (в схиме Леонида), к которому пришли за советом два брата-монаха. Один из них был молодой, а другой старый. Между ними произошла ссора, и они просили старца указать, кто из монахов прав. Полной неожиданностью со стороны старца было то, что он просил старшего брата просить прощения у молодого. Старый монах исполнил волю старца. Через некоторое время молодой брат пришел к старцу и признался, что был не прав в этой ссоре и стал укорять Льва в обвинении невинного старшего брата. Старец ответил ему: «Ты и сам видишь свою неправду, пойди и попроси прощения у своего брата. А если бы я тогда поступил иначе, когда ты был во гневе, ты бы еще больше осерчал, вышел бы из монастыря и погиб». В этом примере – православный учитель и священник видит тайное (невидимое) поучение, о котором святые отцы Церкви говорят: «Имей тайное поучение и носи его в сердце». Какова же суть тайного поучения? Между нами возникла дискуссия, но вскоре мы пришли к единому мнению. Старец увидел братьев пребывающих в сильном гневе и он использовал весь свой опыт чтобы добиться первым делом мира между враждующими братьями зная, что сказал Спаситель в Нагорной проповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5,9). Этот мир – не по малодушию ищется, а ради Христа. А человек, находящийся в любой страсти (гнев, наркомания, пьянство, страсть наживы, зависти, зла и др.) становится безумным, и к его разуму обращаться бесполезно. По любви к этому человеку не противиться ему надо, а стараться успокоить. Такие действия отразятся в сознании этого человека и, возможно, из модальности он сам поймет, что был не прав. Так и произошло в рассматриваемом случае, но старец заставил страдать старого брата, обвинив его в несправедливости. Ценой этого страдания старец спас молодого брата. В этой истории содержится дефиниция христианства.

Монастыри являются и до сей поры для многих их христиан их подлинными «детоводителями ко Христу», то есть настоящими педагогами. Именно благодаря монастырям и жившим в них подвижникам, таким как святой Феофан Затворник – архиерей Владимирской кафедры, закончивший жизнь в длительном сугубом уединении в затворе в Вышенской обители – обрели современное очертание такие важные педагогические принципы, как: 1. ненасилия, 2. своевременности, 3. единства педагогических влияний, 4. принцип личностности, 5. принцип антропологический, 6. неусыпного бдения и внимания 7. трезвения, 8. ответственности, 9. любви, 10. смирения. Первый принцип позволяет в современном агрессивном обществе проводить воспитание без насилия над душой, не угашая её духа, но при этом не декларируя вседозволенность. Принцип своевременности отражён в Новом Завете, из которого следует, что миссия Христа Спасителя открывается ученикам, и даже нам, современным людям, лишь постепенно, по мере нашего духовного роста, потому и воспитание в монастырях всегда учитывало меру возраста каждого, и пришедшего на Богомолье, и воспитуемого в самом монастыре. Вспоминая басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука», мы можем с очевидностью понять и христианский педагогический принцип синергии духовных усилий, когда и настоятель или игумения в монастыре, и духовник, и населяющие обитель спасаются только тогда, когда следуют апостольскому призыву, идти вместе ко Христу в общежительном монастыре, ничего своим не считая, «но еже житии братии вкупе», не забывая братообщения. Личностное в монастыре не заслоняется никогда, ни духовно, ни административно, потому как в личной молитве, как насельник обители, так и пришедший на покаяние христианин, обретает изменение своего ума в личностном общении с Богом, и в реальном соединении с Ним в монастырских Таинствах. Антропологический принцип – квинтэссенция всего христианства, это акцент на личности человека и его достоинстве, что замечательно и точно выразил официальный документ Церкви, утверждённый Архиерейским Собором в Храме Христа Спасителя 26 июня 2008 года «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»,, разработанный с привлечением научного понятийного аппарата и на основе святоотеческого церковного предания. Этот принцип энергично выразил К.Д. Ушинский, который заявил, что «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Хотя любой образовательный процесс всегда связан с отдыхом, принцип педагогического воспитания, именуемый как принцип неустанного внимания требует христианского неусыпного бдения. Поэтому процесс христианского воспитания не может прерываться никогда. Именно поэтому воцерковлённость человека, от детского возраста, до самой глубокой старости идёт по возрастающей, и в монастырском понимании воспринимается как воспитание человека святого образа жизни. Этому, без христианского воспитания, не могут научить человека в светской школе, Вузе и в обыденной жизни. Принцип трезвения заставляет отказаться от иллюзий и фантазий. Принцип ответственности заставляет отказаться от использования шаблонов, так как каждый человек – это особая личность со своим путём к Богу, и задача Церкви, монастыря, духовника, наставника – духовного воспитателя: помочь найти этот путь. И тут незаменим принцип любви – основа христианства, так как без любящего сердца, открытого грешнику, но не принимающего немощи и грехи пасомого, а сострадающего, сопереживающего – невозможно подлинное воспитание. Венец – воспитательных принципов – принцип смирения, которым, по мнению святоотеческому, именуется важнейшая христианская добродетель. По пути смирения педагоги и родители вместе с детьми должны идти к практическому, теоретическому и духовному усвоению и пониманию симфонии религиозных и светских элементов жизни. Математическое выражение меры как числа - выражается в искусстве в понятии красоты, как соответствии формы и содержания. Красота, основанная на чувстве меры, противоположна прелести, которая является примером и выражением нарушения чувства меры, преступления этой меры, как Закона Божиего. Закон Божий есть мера для человека. Нарушение этой меры ведет к духовной гибели не только художника, но и тех, кто соблазнился прелестью его произведений. Святитель Феофан Затворник на вопрос, какое искусство приносит вред человеку, отвечал, что вредным является искусство, которое вызывает в душе чрезмерное возбуждение. Это возбуждение лишает человека смирения, чувства меры, и одновременно является свидетельством низкого уровня эстетического развития. В нравственном аспекте только смирение является основой христианской любви, выражением которой в общественной жизни является служение Богу и ближнему - главная тема истории человечества.

«В чем же может выражаться смирение педагога? В понимании, что истинным детоводителем является Господь, мы же не должны мешать Его действию. Но всё ли нам открывается в этом Божественном замысле о человеке? Конечно, нет. И дело не только в духовном уровне педагога, а, в первую очередь, в том, что человек никогда не может быть нами до конца открыт и понятен. Мы не должны им руководить. Мы - соработники Богу, по словам апостола Павла, и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы - перед таинственным промыслом Божиим надо отступать» (1).

Епископ Феофан - Вышенский Затворник был подлинно монастырским педагогом. Ему часто задавали вопрос: Каким является лучший способ воспитания ребенка? — он отвечал: "Полюбите детей, и они вас полюбят", или: "Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова". Основные вопросы христианской педагогики святитель изложил в сочинении «Путь к спасению». «Воспитание, - отмечает он, - из всех святых дел самое святое» (4). Святитель учит, что главное для учеников – это Богоугождение, а освоение наук второстепенно и необходимо для временной жизни. Всякое знание, по мнению святителя, должно быть пропитано православными началами. Однако плодотворным является только такое образование, которое развивает не только ум, но и облагораживает сердце (5, 6). По святителю Феофану Затворнику, развивая ум ребенка, в первую очередь следует обращать внимание на формирование у ребенка доступных здравых понятий и суждений о христианских началах жизни, добре, зле, о том, что хорошо и что плохо. Сам ребенок не сумеет разобраться в этих понятиях без вмешательства взрослых; в противном случае ребенок станет своевольным. Волю малыша надо развивать, и не позволять детям делать что-либо серьезное без позволения взрослых. Феофан Затворник рекомендует настраивать детей так, чтобы они боялись своей воли. Развитие, исходя из православной педагогики, можно понимать как "поиск и обретение ребенком форм интеллектуального, эмоционального и духовного бытия в традиции и Предании Церкви" (4). Неоценимое влияние на разработку монастырского православного педагогического научения в России оказали педагогические воззрения отцов и учителей Русской Православной Церкви и в первую очередь таких гигантов педагогической мысли, как святители Филарет митрополит Московский и Филарет архиепископ Черниговский (7-10); святой епископ Феофан Затворник Вышенский (4-6) с раскрытием и осмыслением его взглядов в работах архимандрита Георгия (Тертышникова) (11) и талантливого учёного начала XX века П.А.Смирнова (12); святой праведный Иоанн Кронштадтский (13-16) и священномученик архиепископ Тверской Фаддей (17). Все они были из числа монашествующих, возлюбили строгую монашескую жизнь, или, как святой Иоанн Кронштадтский – праведную жизнь, со строгим фактически монашеским воздержанием, что весьма убедительно показал в своих исследованиях И.К. Сурский. (18,19) Формированию такого святого образа жизни в нашем русском обществе и способствуют наши русские обители. Славная история Успенской Обители Богоспасаемого града Александрова – тому ясный исторический пример.

Список литературы:

1.Л.В. Сурова. Православная школа сегодня. Статья «Наши проблемы». Выпуск Владимирской епархии, 1996 год.

2. Златоуст т.11, ч.1. Беседа 21 на послание к Ефесянам.

3. А. И. Солженицын. Текст речи на церемонии вручения Темплтоновской премии за «прогресс в развитии религии» 10 мая 1983 г. на русском языке. “Вестник РХД”, 1983, № 139. Премия была основана в 1973 Фондом Темплтона (США). Премия присуждается “лицам, имеющим особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире”. В 1983 премия впервые присуждена православному.

4. Феофан Затворник, святитель. Путь к спасению (Краткий очерк аскетика). М., 1899. С. 46.

5. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее натроиться? СПб. 1991.

6. Феофан Затворник, святитель. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Свято-Псково-Печерский монастырь., 1991. 7. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.1 М., 1848..

8. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.2 М., 1848.

9. Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т.3 М., 1848.

10. Филарет архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью, или местно. Часть 3. СПб., 1882.

11. Георгий (Тертышников), архимандрит. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни // Богословские труды. М., 1992. т. 31. С. 34-61

12. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915

13. Светильник веры и благочестия. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец. Житие и новые чудеса. Составление Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь., 1996. С. 55.

14. Святой Праведный о. Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы. Издано по заказу Свято-Ефросиньевского монастыря, г. Полоцк. СПб., 1991. С. 71.

15. Святой Иоанн Кронштадтский. Мысли о богослужении Православной Церкви. Переиздание общества Православной Культуры «Благовест». Тверь, 1991. С. 39.

16. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря., 1991.

17. Фаддей, иеромонах. Записки по дидактике. Уфа, 1902.

18. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. Свято-Ильинское изд., U.S.A., California. 1991. – С. 267.

19. Сурский И.К. Отец Иоанн Крогнштадтский. М., 1994.

online buy viagra http://viagraforsaleuk1.com how effective is viagra
discount card for cialis discount on cialis cialis price check
online cialis coupons eblogin.com prescription discount coupon
coupons for prescriptions 2015 cialis coupon free prescription cards discount
imodium duo read imodium lingual

архимандрит Зосима  21.06.2013

  © 2017 РПЦ. Все права защищены. Разработано Red Cat Design